Sendit окунулся в историю, чтобы разобраться, зачем курьерским службам нужен отдых
Выходные и праздники совсем не постоянные величины. Памятные даты, годовщины, а вместе с ними выходные праздничные дни в русском календаре менялись и меняются с приходом новых эпох. До крещения Руси – одно, при правлении Петра Великого – другое, а после Октябрьской революции – совершенно иное, однако в результате наслоение оказалось неминуемым.
В древности всё формировалось вокруг земледельческого календаря, когда люди полностью зависели от кормилицы-земли и возвеличивали Солнце. С крещением Руси в 988 году основой календаря были названы уже церковные праздники. Тогда в субботний день никто не отдыхал, выходными были воскресенье и главные церковные праздники. Петр же в погоне за Европой привил своей империи привычку праздновать гражданский Новый год в ночь с 31 декабря на первое января. Если в конце XV века, как раз во время становления первых почтовых служб, именуемых ямской гоньбой, Новый год в России отсчитывался с 1 марта, то после он совпадал с церковным и приходился на первое сентября. Нерабочие праздничные дни на гонцов тоже распространялись, работа в праздничный день осуждалась и традициями, и церковью. В 1699 году одним указом Петра I смещено начало нового года и изменено летосчисление как в Европе – от Рождества Христова.
«В годы правления Петра I утвердилась и заимствованная, по всей вероятности, от проживавших в Москве иностранцев встреча весны, приуроченная к первому мая, - так называемая маёвка» - упоминается в статье Надежды Полищук «Развитие русских праздников», изданной в монографии "Русские" под эгидой Института этнологии и антропологии РАН. Маёвку приняли с радостью в Москве и Санкт-Петербурге, вскоре ее уже праздновали в губерниях и уездах. Поначалу этот день был рабочим, праздником только на половину, когда работали неполный день. На тот момент в России была уже разветвлённая почтовая сеть, да и курьеров было немало. Они не могли оставаться в стороне от празднования – в гуляниях участвовали представители всех сословий, так было заведено. Уже после отмены крепостного права в Российской Империи действовали инспекторы, которые следили за тем, чтобы у служащих выходные праздничные дни были действительно нерабочими.
В царской России выходным праздничным днем становился день рождения и день имени императора, императрицы и наследника престола. День коронации также был государственным нерабочим праздничным днем. В 1917 году все эти неприемлемые для большевиков праздники были вычеркнуты из календаря, как многие православные, их заменили днем низвержения самодержавия, днем Парижской Коммуны, днем пролетарской революции и днем Интернационала, приходившимся на первое мая. Кстати, еще в конце XIX века рабочие с активной политической позицией проводили в этот день собрания и демонстрации, что тогда было нелегально. Следом за свержением самодержавия Первомай стал вторым по значимости праздником после празднования Октябрьской революции.
Например, в 1929 году, помимо выходного воскресенья, было четыре праздничных дня: день памяти Кровавого Воскресенья, памяти Владимира Ленина, день Интернационала и день годовщины Октябрьской революции. Они назывались не праздничными, а революционным днями – тогда это были единственные праздничные выходные дни.
После пережитой трагедии Великой Отечественной войны праздник Победы в 1945 году отметили дважды: девятое мая – гуляниями и 24 июня – парадом на Красной площади. Тогда девятое мая объявили праздничным рабочим днем. Следующий парад победы состоялся только в 1965 году, когда оправившийся мир праздновал 20-летие победы над фашистской Германией. С этого момента в России девятое мая праздничный выходной день, в этот день работают только магазины, кино- и телеработники, а также полиция и скорая.
Как работают в праздники современные службы экспресс-доставки: можно ли вызвать курьера в Первомай или в День Победы – смотрите в графике работы курьерских служб на Sendit.
Фарафонтова Екатерина