«Яндекс.Маршрутизация» разработала специальное логистическое решение для курьерских служб. Оно позволяет учитывать особенности бизнеса, например, сезонность, разные виды курьерских задач, а также необходимость добавлять на маршруты новые адреса в реальном времени. В работе над алгоритмом приняли участие эксперты компании DPD.
Каждый день курьерские службы привозят и забирают с адресов и складов самые разные грузы – технику, документы, мебель, одежду. Заказы поступают ежеминутно, их нужно быстро обрабатывать и распределять. Новый алгоритм «Маршрутизации» позволит ускорить оборот заказов и снизить нагрузку на инфраструктуру.
«Курьерские службы перевозят до 30% всех заказов интернет-магазинов. В этой сфере комплексные процессы планирования, и мы постарались создать решение, которое учитывает большинство особенностей: от разнообразия габаритов грузов до необходимости корректировки маршрутов в течение всего дня», – рассказал Данил Шелехов, руководитель «Яндекс.Маршрутизации».
Курьерская маршрутизация оптимизирует схемы доставки с курьерами-посредниками. Теми, кто ездит от склада до точки встречи с курьерами, курсирующими по отдаленным районам. Посредники отдают новые заказы и забирают уже собранные грузы. Благодаря чему, районным курьерам не нужно возвращаться на склад . Алгоритм подстраивает маршруты районных курьеров под время приезда посредников и помогает следить за загрузкой автомобилей.
Кроме того, теперь на маршруты можно автоматически добавлять адреса каждые 10-20 минут и даже чаще. Алгоритм распределяет их с учётом местоположения курьеров, загруженности машин и прогноза пробок. Это позволяет оперативно забирать срочные и новые заказы.
Плюс, при распределении машин алгоритм принимает в расчёт не только общий объем каждого предмета, а все измерения – длину, ширину и высоту. Когда в одном кузове перевозятся очень разные по форме грузы, это необходимо, чтобы спрогнозировать точно ли поместится новая посылка. Кроме размеров, также можно указать – разрешается ли переворачивать предмет или нет.
«Мы синхронизировали «Яндекс.Маршрутизацию» с нашим сервисом по обеспечению доставки в двухчасовые интервалы – Predict, в рамках которого утром в день получения посылки клиенту приходит SMS с указанием этого интервала. Если предлагаемое время неудобно, получатель может внести изменения с помощью чат-бота DPD, потратив на это всего несколько секунд. В таких случаях новый проект позволяет в онлайн-режиме оптимизировать маршрут для курьера с учетом дорожной ситуации и пожеланий клиента по времени доставки. В целом, можно использовать разные стратегии в зависимости от количества заказов в определенный период. В результате сотрудничество с «Яндекс» позволило нам сократить время на планирование маршрутов, увеличить эффективность штата курьеров и, как следствие, еще точнее исполнять заявленные интервалы», – отметил Алексей Мерзляков, директор по маркетингу DPD в России.